Сведение и мастеринг в FL Studio

Сведение и мастеринг в FL Studio

Создание полной музыкальной композиции на компьютере в специально разработанных программах (DAW) почти так же трудоемко, как создание музыки музыкантов с живыми инструментами в профессиональной студии. В любом случае недостаточно создать (записать) все партии, музыкальные фрагменты, правильно расположить их в окне редактора (секвенсор, трекер) и нажать на кнопку «Сохранить».

Да, это будет готовая музыка или полноценная песня, но ее качество в студии будет далеко не идеальным. С музыкальной точки зрения это может звучать вполне корректно, но, безусловно, это будет далеко от того, что мы привыкли слышать по радио и по телевидению. Именно поэтому необходимы сведение и мастеринг: те этапы обработки музыкального произведения, без которых невозможно добиться студийного и профессионального качества звука.

В этой статье мы расскажем, как микшировать и мастерить в FL Studio, но прежде чем мы перейдем к этому сложному процессу, давайте разберемся, что означает каждый из этих терминов.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Микширование или, как его еще называют, микширование – это этап создания законченной законченной музыкальной композиции, готовой фонограммы из отдельных треков (созданных или записанных музыкальных фрагментов). Этот трудоемкий процесс заключается в отборе, а иногда и в восстановлении треков (фрагментов), записанных или созданных изначально, которые тщательно редактируются, обрабатываются всевозможными эффектами и фильтрами. Только сделав все это, можно получить готовый проект.

Следует понимать, что сведение – это такой же творческий процесс, как создание музыки, всех тех музыкальных треков и фрагментов, которые в результате собираются в единое целое.

Мастеринг – это окончательная обработка музыкальной композиции, полученной в результате сведения. Заключительный этап включает в себя частотную, динамическую и спектральную обработку конечного материала. Это то, что обеспечивает комфортное профессиональное звучание композиций, которые мы привыкли слышать на альбомах и синглах известных исполнителей.

При этом мастеринг в профессиональном смысле – это целостная работа не над композицией, а над всем альбомом, каждый трек, на котором он должен играть хотя бы на той же громкости. Это также добавляет стиль, общую концепцию и многое другое, что в нашем случае не имеет значения. То, что мы рассмотрим в этой статье после сведения, правильнее называть премастерингом, так как мы будем работать исключительно над одним треком.

Урок: Как создавать музыку на компьютере

Сведение в FL Studio

Для микширования музыкальных композиций в FL Studio есть продвинутый микшер. Инструменты должны быть адресованы именно его каналам, и, более того, каждый конкретный инструмент адресован определенному каналу.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Важно: чтобы добавить эффект в микшер, нужно нажать на треугольник рядом с одним из слотов (Slot) – Replace и выбрать нужный эффект из списка.

Единственным исключением могут быть одинаковые или похожие инструменты. Например, если вы использовали несколько бочек на дорожке, их можно отправить на канал микшера, и вы можете сделать то же самое с хэтами или барабанами, если у вас их несколько. Все остальные инструменты должны строго распределяться по отдельным каналам. Фактически, это первое, что нужно помнить при микшировании, и это, благодаря которому звук каждого из инструментов можно контролировать по желанию.

Как направить инструменты на каналы микшера?

Паттерн-трек назначается каждому звуку и музыкальным инструментам в FL Studio, используемым в композиции. Если нажать на прямоугольник, отвечает за конкретный звук или инструмент с его настройками. В правом верхнем углу находится окно «Трек», в котором можно указать номер канала.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Для вызова микшера, если он скрыт, нужно нажать на клавиатуре клавишу F9. Для дополнительного удобства каждый канал в микшере может быть назван в соответствии с направленным на него инструментом и закрашен цветом, просто нажмите на активный канал F2.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Звуковая панорама

Музыкальные композиции создаются в стерео (конечно, современная музыка написана в формате 5.1, но мы рассматриваем двухканальную версию), поэтому у каждого инструмента есть (должен быть) свой канал. Основные инструменты всегда должны быть по центру, в том числе:

  • Вокальная партия.
  • Бас;
  • Основная мелодия;
  • Перкуссия (футбол, малый барабан, аплодисменты);

Сведение и мастеринг в FL Studio

Это важнейшие составляющие любой музыкальной композиции, их можно назвать основными, хотя по большей части это вся композиция, остальное сделано для разнообразия, придавая громкости треку и сильных сторонах. Это второстепенные звуки, которые могут быть распределены по каналам, левому и правому. Эти инструменты включают:

  • Хор и другие так называемые вокальные усилители или филлеры.
  • Перкуссия;
  • Фоновые звуки, отголоски основной мелодии, всевозможные эффекты;
  • Посуда (головные уборы);

Примечание: возможности FL Studio позволяют направлять звуки не строго влево или вправо, а отклонять их от центрального канала от 0 до 100%, в зависимости от потребностей и пожеланий автора.

Сведение и мастеринг в FL Studio

вы можете изменить звуковую картину как на паттерне, поворачивая ручку в нужном направлении, так и на канале микшера, на который направлен этот инструмент. Настоятельно не рекомендуется делать это одновременно в обоих местах, так как это не даст никаких результатов или просто исказит звучание инструмента и его место в ландшафте.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Обработка ударных и баса

Первое, чему нужно научиться при микшировании ударных (бочка, малый барабан и / или хлопок), это то, что они должны звучать с одинаковой громкостью, и эта громкость должна быть максимальной, хотя и не 100%. Обратите внимание, что 100% -ная громкость в микшере составляет 0 дБ (как и во всей программе), и ударные не должны немного достигать этого пика, колеблясь в своей атаке (максимальная громкость конкретного звука) в пределах -4 дБ. Вы можете увидеть это в микшере на инструментальном канале или с помощью плагина dBMeter, который можно добавить к соответствующему каналу микшера.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Важно: громкость батареи должна быть такой же исключительно на слух, по вашему субъективному восприятию звука. В этом случае показатели в программе могут отличаться.

Партия бас-барабана в основном низкочастотная и частично среднечастотная, поэтому, используя один из стандартных эквалайзеров FL Studio, вы можете вырезать высокие частоты (более 5000 Гц) из этого звука для большей эффективности. Кроме того, не лишним будет обрезать глубокий низкочастотный диапазон (25-30 Гц), в котором просто не звучит бочка (это видно по колебаниям цвета в окне эквалайзера).

Сведение и мастеринг в FL Studio

С другой стороны, малый барабан или хлопок по своей природе не имеют низких частот, но для большей эффективности и лучшего качества звука этот очень низкочастотный диапазон (все ниже 135 Гц) должен быть обрезан. Чтобы добавить звуку резкости и акцента, можно немного поработать со средними и высокими частотами этих инструментов в эквалайзере, оставив только более сочный диапазон.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Примечание. Значение «Гц» на эквалайзере ударных является субъективным и применимо к конкретному примеру, в других случаях эти числа могут отличаться, хотя и не намного, но ориентироваться во время обработки частоты необходимо исключительно на слух.

Сайдчейн

Сайдчейн – это то, что нужно сделать, чтобы смягчить басы, когда в игру вступает удар. Мы уже помним, что большинство из этих инструментов звучит в низкочастотном диапазоне, поэтому необходимо следить за тем, чтобы бас, который априори ниже, не подавлял наш удар.

Все, что вам нужно, – это пара стандартных плагинов на дорожках микшера, для которых предназначены эти инструменты. В обоих случаях это фруктовый эквалайзер и ограничитель. В случае нашей конкретной музыкальной композиции эквалайзер для бас-барабана нужно было настроить примерно следующим образом:

Сведение и мастеринг в FL Studio

Важно: в зависимости от стиля композиции, которую вы микшируете, обработка может отличаться, но что касается бочки, как упоминалось выше, необходимо обрезать диапазон высоких частот и глубокие басы (все ниже 25-30 Гц), в котором это не звучит так. Но в точке, где он наиболее слышен (заметен на шкале визуального эквалайзера), вы можете усилить его, добавив немного частот в этом диапазоне (50 – 19 Гц.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Настройки эквалайзера для низких частот должны немного отличаться. Низкие частоты нужно срезать немного меньше, а в диапазоне, в котором мы слегка увеличили бас, бас, напротив, должен быть немного приглушен.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Теперь перейдем к настройкам Fruity Limiter. Откройте лимитер, подключенный к динамику, и для начала переведите плагин в режим сжатия, нажав на COMP. Теперь вам нужно немного отрегулировать степень сжатия (ручку Ratio), повернув ее на 4: 1.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Примечание: все цифровые индикаторы, отвечающие за параметры конкретной ручки (уровень громкости, панорамирование, эффекты), отображаются в верхнем левом углу FL Studio, непосредственно под пунктами меню. Чтобы ручка вращалась медленнее, нужно зажать клавишу Ctrl.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Теперь вам нужно установить порог компрессии (регулятор Thres), медленно повернув его до значения -12 – -15 дБ. Чтобы компенсировать потерю громкости (а мы ее просто уменьшили), необходимо немного увеличить входной уровень аудиосигнала (Gain).

Фруктовый лимитер для басовой линии должен быть отрегулирован примерно таким же образом, однако значение Thres может быть немного ниже, оставив его в диапазоне -15 – -20 дБ.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Собственно, немного подкачав звук баса и барабана, можно создать так необходимый нам сайдчейн. Для этого выберите канал, которому назначен удар (в нашем случае это 1), щелкните правой кнопкой мыши по бас-каналу (5) в его нижней части и выберите «Sidechain to This Track».

Сведение и мастеринг в FL Studio

После этого вам нужно вернуться к лимитеру и выбрать канал кик в боковом окне. Теперь нам просто нужно отрегулировать громкость низких частот в соответствии с ударом. Кроме того, в окне ограничителя низких частот, называемом Sidechain, вам необходимо указать трек микшера, на который был отправлен удар.

Мы добились желаемого эффекта: когда играет кик-атака, басовая линия ее не заглушает.

Обработка хэтов и перкуссии

Как упоминалось ранее, хэты и барабаны должны быть направлены на разные каналы микшера, хотя обработка эффектов этих инструментов в целом схожа. Отдельно стоит отметить, что шляпы бывают открытые и закрытые.

Основной частотный диапазон этих инструментов высокий, и именно в этом диапазоне они должны активно звучать в дорожке, чтобы быть просто слышными, но не выделяться и не привлекать к себе внимание. Мы добавляем эквалайзер к каждому из их каналов, обрезаем низкие (ниже 100 Гц) и среднечастотные (100 – 400 Гц) диапазоны, слегка повышая высокие частоты.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Вы можете добавить немного реверберации, чтобы придать шляпам большую глубину. Для этого выберите в микшере стандартный плагин – Fruity Reverb 2, а в его настройках выберите стандартный пресет: «Большой зал».

Сведение и мастеринг в FL Studio

Примечание: если действие того или иного эффекта кажется вам слишком сильным, активируйте, но в целом он все равно вас устраивает, вы можете просто повернуть ручку рядом с этим плагином в микшере. Именно она отвечает за «силу», с которой эффект действует на инструмент.

Сведение и мастеринг в FL Studio

При необходимости к перкуссии можно добавить реверберацию, но в этом случае лучше выбрать пресет «Small Hall».

Сведение и мастеринг в FL Studio

Обработка музыкального наполнения

Музыкальное наполнение может быть разным, но в целом это все те звуки, которые дополняют основную мелодию, придают трехмерность и разнообразие всей музыкальной композиции. Это могут быть пэды, фоновые струны и любые другие музыкальные инструменты, не слишком активные, не слишком резкие по звучанию, которыми вы хотите наполнить и разнообразить свое творение.

Что касается громкости, музыкальный контент должен быть едва слышен, то есть слышно только в том случае, если вы хорошо слушаете. Кроме того, если эти звуки убрать, музыкальная композиция потеряет свой цвет.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Теперь перейдем к эквализации дополнительных инструментов: если у вас их несколько, как мы уже неоднократно повторяли, каждый из них должен быть направлен на разные каналы микшера. В музыкальном контенте не должно быть низких частот, иначе будут искажены басы и бас. Используя эквалайзер, вы можете безопасно обрезать почти половину частотного диапазона (ниже 1000 Гц). Это будет выглядеть так:

Сведение и мастеринг в FL Studio

Также, чтобы придать насыщенности музыкальному контенту, лучше немного поднять средние и высокие частоты на эквалайзере примерно в точке пересечения этих диапазонов (4000 – 10 000 Гц):

Сведение и мастеринг в FL Studio

Панорама не будет лишней при работе с музыкальным контентом. Так, например, пэды также можно оставить в центре, но все виды дополнительных звуков, особенно если они воспроизводятся короткими фрагментами, можно перемещать влево или вправо. Если шляпы сдвинуть влево, эти звуки можно будет сдвинуть вправо.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Для лучшего качества звука, чтобы сделать звук более широким, вы можете добавить немного реверберации к коротким фоновым звукам, применив тот же эффект, что и шляпы Большого зала.

Обработка основной мелодии

А теперь о главном – основной мелодии. Что касается громкости (для вашего субъективного восприятия, а не по показателям FL Studio), он должен звучать так же громко, как ударная атака. При этом основная мелодия не должна конфликтовать ни с высокочастотными инструментами (поэтому мы изначально снизили их громкость), ни с низкочастотными. Если основная мелодия имеет низкочастотный диапазон, ее следует обрезать с помощью эквалайзера, в котором бочка и бас звучат больше всего.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Вы также можете немного (просто) увеличить частотный диапазон, в котором инструмент, который вы используете, наиболее активен.

В случаях, когда основная мелодия слишком насыщенная и плотная, есть небольшая вероятность того, что она будет конфликтовать с малым барабаном или хлопком. В этом случае вы можете попробовать добавить эффект сайдчейна. То же самое нужно проделать и для бочки, и для баса. Добавьте фруктовый лимитер к каждому каналу, установите его так же, как вы установили его для Kick, и направьте сайдчейн с канала малого барабана на основной канал мелодии – теперь он будет отключен на этом этапе.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Чтобы улучшить качество основной мелодии, можно также немного поработать с реверберацией, выбрав наиболее подходящий пресет. Малый зал должен быть в порядке – звук станет активнее, но при этом не будет слишком просторным.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Вокальная партия

Для начала следует отметить, что FL Studio – не лучшее решение для работы с вокалом, а также для микширования его с готовой музыкальной композицией. Adobe Audition гораздо лучше подходит для этой цели. Тем не менее, минимальные требования к обработке и улучшению речи все еще возможны.

Во-первых, голоса должны быть центрированы и записаны в моно. Однако есть и другой прием: дублирование дорожки с вокальной партией и распределение ее по противоположным каналам стереопанорамы, то есть одна дорожка будет на 100% в левом канале, другая – на 100% в правом. Стоит отметить, что такой подход подходит не для всех музыкальных жанров.

Сведение и мастеринг в FL Studio

важно понимать, что запись вокальной партии, которую вы собираетесь микшировать в FL Studio с уже микшированным инструментальным инструментом, должна быть идеально чистой и обработанной эффектами. Опять же, в этой программе недостаточно инструментов для обработки речи и очистки аудиозаписей, но в Adobe Audition их достаточно.

Все, что мы можем сделать в FL Studio с вокальной партией, чтобы не ухудшить ее качество, а немного улучшить, – это добавить некоторую эквализацию, настроив ее более или менее как для основной мелодии, но более деликатно (эквалайзер конверт должен быть менее жестким).

Сведение и мастеринг в FL Studio

Небольшая реверберация не будет мешать голосу, и для этого вы можете выбрать подходящий пресет: «Vocal» или «Small Studio».

Сведение и мастеринг в FL Studio

Собственно на этом сведение закончено, можно смело переходить к завершающему этапу работы над музыкальной композицией.

Мастеринг в ФЛ Студии

Значение термина «Мастеринг», а также «Премастеринг», который мы будем выполнять, уже обсуждалось в начале статьи. Мы уже проработали каждый из инструментов по отдельности, улучшили и оптимизировали громкость, что особенно важно.

Звук музыкальных инструментов как по отдельности, так и в целом по композиции не должен превышать 0 дБ по показателям программы. Это те, на 100% максимуме, при которых частотный диапазон трека, который, кстати, всегда разный, не перегружается, не сжимается и не искажается. На этапе мастеринга нам нужно в этом убедиться и для большего удобства лучше всего использовать dBMeter.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Добавляем плагин к основному каналу микшера, включаем композицию и наблюдаем: если звук не достигает 0 дБ, его можно модифицировать с помощью лимитера, оставив на уровне -2 – -4 дБ. Фактически, если вся композиция звучит громче желаемых 100%, что очень вероятно, эту громкость следует немного уменьшить, снизив уровень чуть ниже 0 дБ

Сведение и мастеринг в FL Studio

Еще один стандартный плагин – Soundgoodizer – поможет сделать звучание готовой музыкальной композиции еще более приятным, объемным и сочным. Добавьте его в главный канал и начните воспроизведение, переключаясь между режимом A и режимом D, перемещая ручку управления. Найдите дополнение, которое сделает вашу композицию лучше.

Сведение и мастеринг в FL Studio

важно понимать, что на этом этапе, когда все фрагменты музыкальной композиции звучат так, как нам изначально было нужно, на этапе мастеринга трека (премастеринга) вполне возможно, что некоторые инструменты звучат громче того уровня, который у нас есть давали им во время смешивания.

Этот эффект вполне предсказуем при использовании самого Soundgoodizer. Поэтому, если вы чувствуете, что звук или инструмент удаляется из трека или, наоборот, теряется в нем, отрегулируйте его громкость на соответствующем канале микшера. Если речь идет не о барабанах, басовых партиях, вокале или ведущей мелодии, вы также можете попробовать улучшить панораму – это часто помогает.

Автоматизация

Автоматизация – это то, что позволяет вам изменять звучание определенного музыкального произведения или всего музыкального произведения во время его воспроизведения. С помощью автоматизации вы можете плавно затухать для одного из инструментов или дорожки (например, в конце или перед припевом), панорамировать до определенного фрагмента композиции или увеличивать / уменьшать / добавлять тот или иной эффект.

Автоматизация – это функция, которая позволяет вам настраивать почти все ручки FL Studio в соответствии с вашими потребностями. Вручную делать это неудобно и не рекомендуется. Так, например, добавив клип автоматизации к ручке громкости основного канала, вы можете заставить музыку затухать в начале или в конце.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Точно так же вы можете автоматизировать ударные, например бочку, чтобы просто уменьшить громкость этого инструмента в нужном нам фрагменте трека, например, в конце припева или в начале припева в куплете.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Другой вариант – автоматизировать звуковое сопровождение инструмента. Например, таким образом вы можете заставить перкуссию «пробегать» от левого уха к правому уху над фрагментом припева, а затем вернуться к своему предыдущему значению.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Эффекты также можно автоматизировать. Например, добавив клип автоматизации к ручке CutOff в фильтре, вы можете ослабить звук трека или инструмента (в зависимости от того, на каком треке микшера активен Fruity Filter), как если бы ваш трек воспроизводил тонкую воду.

Сведение и мастеринг в FL Studio

Все, что нужно для создания клипа автоматизации, – просто щелкнуть правой кнопкой мыши по желаемой ручке и выбрать «Создать клип автоматизации».

Сведение и мастеринг в FL Studio

Вариантов использования автоматики в музыкальной композиции много, главное – проявить фантазию. Сами клипы автоматизации добавляются в окно списка воспроизведения FL Studio, где ими можно удобно управлять

Собственно на этом и можно закончить рассмотрение такого непростого урока, как сведение и мастеринг в FL Studio. Да, это сложный и длительный процесс, в котором ваши уши являются основным инструментом. Ваше субъективное восприятие звука – это самое главное. Хорошо поработав на треке, скорее всего, не в одном подходе вы обязательно получите положительный результат, который он не постесняется показать (пусть послушает) не только друзьям, но и тем, кто разбирается в музыке.

Важный совет напоследок: если во время микширования вы чувствуете, что у вас устали уши, вы не различаете звуки в композиции, не улавливаете тот или иной инструмент, то есть ваш слух «затуманивается», отвлекает вы какое-то время. Сыграйте современный хит, записанный в исключительном качестве, получите идею, отдохните немного, а затем вернитесь к работе, совмещая с тем, что вам нравится в музыке.

Желаем творческих успехов и новых свершений!

Источники
  • https://lumpics.ru/mixing-and-mastering-in-fl-studio/
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Проблемы и их решения по компьютерам, смартфонам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: